За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Заключение "эксперта", в котором утверждается, что исследуемые материалы экстремистские

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение Пензенская лаборатория судебной экспертизы

440018 г.Пенза, ул. Бекешская, 41 Тел. (факс): (841 -2)-63-б1 -09, е-mail ехреЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подписка судебного эксперта

Мне (нам), сотрудникам Государственного экспертного учреждения Пензенская лаборатория судебной экспертизы Гераниной И.Н. и Логиновой Е.И. в связи с поручением

произвести экспертизу по уголовному делу № 2511076

руководителем экспертного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.

Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупреждены).

«20» января 2006г.

Эксперт(ы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

по уголовному делу

№ 62/25. 63/42 Составлено: 17.03.2006. Пензенскую ЛСЭ 20.01.2006 года из прокуратуры Пензенской области при постановлении от 17.01.2006г. старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел Попова А.В. для проведения комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы по уголовному делу № 2511076 поступили:

книги: 1. «За добро - добро, за зло - зло»; 2. «Основы исламского вероучения» Гаыйда; 3. «Заблуждения ваххабистов" «Единобожие путь от мрака к свету»; 5. «книга Единобожия»; 6. «программа по изучению Хаддистов»; 7. «Что нужно знать о единобожии» 3 шт.; 8. «Картинки из жизни сподвижников аллаха»; 9. «Разъяснение основ веры» автор Аш-шайх Мухаммад ибн Салахибн Усаймин: 10. «Муххамад да благословит его аллах и приветствует»; 11. «сборник Ахамад Дидат»; 12. Великий Аятолла Имам Хомейни «Завещание»; 13. Из изречений пророка Доктора Абд Аль -Азиза Бин Муххамада, 14. «Джихад татарского народа».

три аудиокассеты;

листок с записями под названием «Спасенная группа».

Книги «За добро-добро, а за зло - зло», «Основы исламского вероучения Гаыйда» упакованы в полимерный прозрачный пакет, опечатанный бирками с сопроводительными надписями, подписью понятых, следователя Попова А. В. Целостность упаковки не нарушена.

Книги «Что нужно знать о единобожии.», «программа по изучению Хаддистов.», «книга единобожия», «Единобожие путь от мрака к свету», «Заблуждение ваххабистов.» упакованы в полимерный прозрачный пакет, опечатанный бирками с сопроводительными надписями, подписью понятых, следователя Попова А. В. Целостность упаковки не нарушена.

Книга «Что нужно знать о единобожии» упакована в полимерный прозрачный пакет, опечатанный бирками с сопроводительными надписями, печатью «Прокуратура Городищенского района Пензенского района 442310 г. Городище», подписью понятых и следователя. Целостность упаковки не нарушена.

Книги «Разъяснение основ веры», «Картинки из жизни сподвижников аллаха» упакованы в полимерный прозрачный пакет, опечатанный бирками с сопроводительными надписями, подписью понятых, следователя Попова А. В. Целостность упаковки не нарушена.

Книги «Из изречения пророка.», «Что нужно знать о единобожии.», «Джихад татарского народа.» упакованы в полимерный сиреневого цвета с рисунком пакет, опечатанный бирками с сопроводительными надписями, печатью «Прокуратура Городищенского района Пензенского района 442310 г. Городище», подписью понятых и следователя. Целостность упаковки не нарушена.

Книги «Мухаммад да благословит его аллах и приветствует», «Сборник Ахмад Дидат», «Великий Аятолла Имам Хомейни Завещание» упакованы в полимерный прозрачный пакет, опечатанный бирками с сопроводительными надписями, подписью понятых, следователя Попова А. В. Целостность упаковки не нарушена.

Аудиокассеты упакованы в полимерный прозрачный пакет, опечатанный биркой с сопроводительными надписями, подписью понятых, следователя Попова А.В. Целостность упаковки не наруш ена.

Листок с записями по названием «Спасенная группа» упаковки не имеет.

На разрешение экспертизы поставлены вопросы:

(1) «Направлено ли содержание каждой из книг, аудиозаписей кассет, листка с записями, указанных в описательной части постановления, на возбуждение национальной расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности?»

(2) «Имеются ли в данных и аудиозаписях, листке с записями призыв к насильственным действиям и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас?»

(3) «Могут ли оказать данные книги, записи на аудиокассетах, листок с записями активное воздействие на людей?»

Производство экспертизы поручено:

Эксперту отдела КЭ Гераниной Ирине Николаевне, имеющей высшее филологическое образование по специальности «Русский язык и литература», степень кандидата филологических наук, стаж экспертной работы с 2005 года;

Эксперту отдела КЭ Логиновой Елене Ивановне, имеющей высшее психологическое образование, по специальности «Психология.», стаж экспертной работы с 2004 года.

Литература:

Большой толковый словарь русского языка.-СПб., 1998.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции.- СПб., 2003.

Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1999.

Советский энциклопедический словарь.- Москва, «Советская энциклопедия», 1982 г.

Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его диагностики.- М., 2004

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ

(Эксперты Геранина И. Н., Логинова Е. И.)

До проведения исследования представленных вещественных доказательств экспертами определяется смысловое содержание понятий «раса», «нация», «национальность», «этническая группа» и «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, униже­ние национального достоинства, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности».

Слово «этнический» означает: «Относящийся к происхождению какого-нибудь народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей» (Ожегов, Шведова, 1999)

«Этническая общность» (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией: термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, поляки и др. -славянская этническая общность), а также обособленные части внутри народа (этнические группы)» (Советский энциклопедический словарь).

Слово «нация» означает «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика» (Ожегов, Шведова, 1999).

Слово «раса» - «исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения». (Ожегов, Шведова, 1999).

«Национальность» - «принадлежность к какой-либо нации, народности» (Ожегов, Шведова, 1999).

Понятие «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности» включает умышленное и целенаправленное (как правило речевое) действие, целью которого является:

Создание или подкрепление отрицательной эмоциональной оценки или смысловой установки в отношении той или иной социальной, этнической (национальной), расовой (антропологической) или религиозной (конфессиональной) группы или отдельных лиц как членов такой группы;

Формирование негативной оценки или негативной установки в отношении других лиц, групп, организаций или их отдельных действий путем связывания их с социальной, этнической, расовой или конфессиональной группой, в отношении которой у адресатов существовала ранее или создана в результате действий данного лица (организационной группы лиц) негативная оценка или негативная смысловая установка;

Формирование у адресатов убеждения в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих к той или иной социальной, этнической, расовой или конфессиональной группе, с представителями других групп (прежде всего группы, к которой принадлежит адресант), в интеллектуальном, морально-нравственном или другом отношении, включая умышленное распространение ложных сведений и односторонней информации, касающихся культуры, искусства, обычаев, истории, протекании конфликтов, идеологии, др. особенностей;

Умышленное оскорбление лица, группы на основании принадлежности его(ее) к «низшей» группе, включая ложные или позорящие измышления в отношении лиц, фактов, идей, событий, входящих в число общенациональных и религиозных ценностей.

Для достижения вышеуказанных целей используются следующие психолингвистические признаки :

А) инсинуация1, в виде противопоставления «мы» - «они», со значительным перевесом положительной оценки «мы» и высмеивания, подчеркивания того, что «они» не «мы»; значительная эмоциональная окраска противопоставлений;

Б) однозначное либо контекстуально ясное употребление слов, выражений, эпитетов, сравнений и т.д., содержащих оскорбительный, нецензурный, унижающий, призывающий к расправе, уничтожению характер.

В) отвлечение внимания, в виде подчеркивания, распространения информации дискредитирующей «потенциального противника», чтобы скрыть столь же (или еще более) дискредитирующую информацию о «своей» стороне, либо отбор фактов и утверждений, навязывающих то или иное отношение к лицу или событиям и игнорирование фактов или утверждений, противоречащих этому желаемому эффекту;

Г) «наклеивание ярлыков» - обозначение события, действующего лица или явления словом или выражением, изначально содержащим в себе для сознания реципиента негативный или позитивный оттенок. Дополнительные признаки, усиливающие эффект основных признаков:

а) упрощение, базирующееся на том, что на фоне ряда верных утверждений какое-то утверждение, не соответствующее действительности, принимается реципиентом без критики;

б) «делай как все». В этом случае пропагандист пытается убедить реципиента, что все

члены соответствующей группы разделяют определенное мнение.

в) перенос авторитета, одобрительного отношения, престижности чего-то или кого-то

почитаемого или уважаемого на нечто другое, чтобы сделать это приемлемым либо для

того, чтобы побудить отвергнуть или не одобрить нечто, что пропагандист хочет, чтобы

отвергли или не одобрили.

г) обобщения - неопределенность, понятия, соответствующие базовым ценностям, дан-

ного обществам, но не выражающие чего-то определенно.

д) аксиоматичность, т.е. опора на банальность, подающуюся как непререкаемая истина.

(Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его диагностики, 2004)

В процессе диагностического исследования текстов выявились указанные психолингвистические признаки, которые оценивались с точки зрения их значимости для воздействия на реципиента.

1.1. Исследование представленных книг.

1. «За добро-добро, а за зло-зло» Идрис Галяутдин., Набережные Челны., 2004 - 32 стр.

Книга представляет собой брошюру и состоит из предисловия, 11 разделов и заключения. В данной книге дается разъяснение одному из установлений Аллаха - принципу воздаяния. Приво дятся цитаты из Корана и даются пояснения к ним. Основная задача содержания книги направлена на устрашение реципиента путем уверений в том ,что Аллах за добро воздаст добром, а за зло воздаст только злом, то есть наказанием, при этом уточняется, что «Аллах всевышний принимает добрые дела только от тех, которые приняли Его Слово, то есть только от мусу льман. Аллах не принимает хорошие дела тех, которые не приняли Его Слово, то есть атеистов и многобожников, Его Слово, то есть атеистов, многобожников, иудеев и христиан."(стр. 7) «...Для них мучительное наказание и нет им помощников" (стр.7.)

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А, В, г, д. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства,мусульман перед не мусульманами. 2. Основы исламского вероучения. ГАКЫЙДА. - М., 1998.- 143 стр.

______________________

Опора на объективно имеющиеся различия, осознаваемые реципиентами (воспринимающими)

Данная книга - программы по изучению шариатских наук, краткое изложение основ исламского вероучения. Состоит из разделов: первый: предисловия и пяти подразделов. Второй -«Основы веры»: 1 главы «Первая основа», включает 2 пункта; 2 главы «Вторая основа»; 3 главы «Третья основа» - 6 пунктов; 4 главы «Четвертая основа» - 8 пунктов; 5 главы -12 пунктов; 6 главы «Шестая основа» - 7 пунктов.

Содержание данной книги сводится к убеждениям реципиента в поклонении Аллаху, в миссию «посланника Аллаха», его «веления и запреты», в то, что «Коран и сунна представляют собой нечто незыблемое, в то время как разум подвержен изменениям» (стр. 11). Основная идея - восхваление мусульманства и основ данной веры. Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А,В, а, б, в, г, д. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не мусульманами.

3. Муфтий города Мекка Ас-Сайид Ахмад ибн Зейний Дахлян. Заблуждение ваппа-

бистов. - Киев: Отдел Исследований и переводов Исламского Университета при Духовном

управлении мусульман Украины, 1998. - 23 стр.

Книга содержит Введение, 3 главы : 1- «Краткая биография Абуль-Аббаса Ахмада ибн Ас-Сейда Зейн Дахлян-муфтия города Мекки»; 2- «Заблуждение ваххабистов»; 3- «История военных действий» и терминологический словарь. В книге изложена точка зрения ученого-исламиста Мекки Ас-Сейида Ахмада ибн Зейни Дахляна на появление течения ваххабистов. В книге приведена краткая информация о данном течении и приведены аргументы автора против опасностей, которые исходят от ваххабистов.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге отсутствуют признаки способствующие возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, унижению национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности.

4. Единобожие. Путь от мрака к свету. - Саратов: Духовное управление мусульман

Поволжья. - 24 стр.

Данная книга представляет собой брошюру и состоит из 5 разделов. Повествует о том, чем для человека должна являться вера в бога - «человек- раб божий, созданный Аллахом, кормящийся от него, умерщвляемый Им. И все, что происходит в мире и в организме человека, строго подчинено законам Аллаха. Никогда и не при каких обстоятельствах человек не в силах оторваться от Аллаха и жить вне Его законов.» (стр. 9). «...для мусульманина все законы, придуманные человеком и внедренные в общественную жизнь, не представляют никакой ценности и не имеют смысла» (стр.14). Задача человека - «претворять в жизнь законов и предписаний Аллаха, ...и нельзя успокаиваться пока на земле существует где-нибудь идолопоклонник» (стр. 12). «В качестве идолов могут выступать ...скульптуры,... теория.., наука, и партии, и вожди, и святые шейхи, и культура, и искусство, и собственные страсти.» (стр.10). Также в одной из глав книги подробно описывается завет Аллаха «по-слушание родителям и хорошее к ним отношение..» стр.18.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А,В, а, б, в, г, д. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не м усульманами.

5. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. - Баку, 1997.

«Книга посвящена таухиду, то есть утверждению единственности Аллаха в господстве, поклонении и обладании прекрасными именами и атрибутами». Книга состоит из предисловия и 67 глав, каждая из которых посвящена подробному толкованию стихов из Корана, арабских теологических терминов.

Построена на убеждении реципиента в том, что «Мухаммад является лучшим из творений Всевышнего....Долг всех людей уверовать в его миссию, поверить в то, что он сообщил, подчиниться ему в том, что он приказал, сторониться того , что он запретил...Ни один человек, будь то иудей, христианин, либо исповедующий любую другую религию, не обретет счастья в бедующей жизни, если откажется последовать за ...посланником Аллаха..» (стр.33); «Верующий муваххид в любой ситуации обязан пребывать в страхе и надежде, что является его долгом и несет пользу, так посредством этого человек обретает счастье» (стр.158), а также на устрашении читающего - «Проклинание того, кто повесил на себя амулет, с тем чтобы Аллах не дал ему благого конца, и того, кто повесил на себя раковину, с тем чтобы Аллах не дал ему убежища, означает, что Аллах отказывается от таких людей» (стр.64); «Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, .когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека» (стр.62). В текстах приводятся примеры, сравнения, утверждения.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А,В, а, б, в, г, д. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не мусульманами.

6. Программа по изучению Хадисов. - Санкт-Петербург, 1997.- 92 стр.

Книга представляет собой пособие по изучение хадисов и состоит из 58 разделов. Каждый из разделов - выдержка из Корана с подробным толкованием и указаниями, где и как следует себя вести в соответствии с изречениями пророка, в конце каждого раздела содержатся вопросы по пройденной теме.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге отсутствуют признаки способствующие возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, унижению национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности.

7. Доктор Абд Аль-Азиз Бин Мухаммад. Что нужно знать о единобожии, (учебное

пособие для подрастающего поколения и начинающих) - Санкт-Петербург, 1997. (3 шт.) -

115стр.

Книга представляет собой учебное пособие. Состоит из трех разделов - первый: из Г ~ щих указаний, частей 1-6; общих указаний, предисловия, трех подразделов, вопросов по пройденным темам; второй - из 3 частей и вопросов по ним ; третий - из двух частей и вопросов по ним.

Книга построена по принципу плана лекций по темам основ исламской веры, в нем изложены основные вопросы касающиеся единобожия в исламе. Приводятся доводы, примеры и выдержки из Корана. Содержание изобилует сравнениями (в пользу ислама, мусульман) с другими религиями и вероисповеданиями и нациями- «Поистине, Тора и Евангелие, которыми пользуются ныне иудеи и христиане, содержат в себе порочные воззрения и ложные сообщения и рассказы...» (стр.64)

Главная цель данной книги - убеждение в том, что «.. .вера в последний день оказывает наиболее сильное воздействие на ориентацию человека и в наибольшей мере способствует тому, чтобы он неуклонно придерживался всего благого и испытывал страх перед Всемогущим и Великим Аллахом» (стр.83).

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А,Б, В, Г, а, б, в, г, д. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не мусульма-нами, формирования убежденности у реципиентов в изначальной не равноценности лиц, принадлежащих исламской вере, с представителями других групп.

8. Абдурахман Раафат аль-Баша. Картинки из жизни сподвижников посланника Аллаха. - М.: Издательский дом «Бадр», 2001. - 462стр.

Книга состоит из 56 частей: 1-«Саид ибн Аль-Джумахи»; 2- «Туфайл ибн Амру Ад-Дауси»; 3-«Абдула ибн Хузафа Ас-Сахми»; 4- «Умар ибн Вахб»; 5- «Аль-Бара Малик Аль-Ансари»; 6- «Вдова арабов Умм Салама»; 7-Самама ибн Асал»; 8- «Абу Айуб Аль-Ансари»; 9-«Абдула ибн Джахши»; 10 - «Абу Убайда ибн Аль-Джарух»; 11- Абдула ибн Массуд»; 12-«Салман Аль - Фариси»; 13 - «Икрима ибн Абу Джахл»; 14 - «Зайд аль -Хайр»; 15- « Ади ибн хатим Ат-Таййи»; 16 - «Абу Зарр Аль-Гифари»; 17 -«Абдула ибн Умм Мактум»; 18 - «Маджа-заа ибн Саур ас- Садуси»; 19 - «Айсад ибн Аль-худайр»; 20- «Абдула ибн Аббас 163»; 21- «Ан-Нуъман ибн Муакррин Аль-Музайни»; 22- «Сухайб ар-Руми»; 23 - «Абу ад-Дара»; 24- «Зайд ибн Харриса»; 25- «Усама ибн Зайд»; 26- «Сайд ибн Зайд»; 27- «Умар ибн Садд (первая часть)», 28 - « Умар ибн Садд (вторая часть)», 29- «Джаафар ибн Абу Талиб», 30 «Абу Суфйан ибн Аль-Харис», 31 «Саад ибн аль-Йаман», 32 «Хавуйфа ибн Аль-Йаман»; 33-«Хабаб ибн Зайд аль -Ансари»; 34 - «Абу Талха аль Ансари»; 35 - «Рамла Бинт абу суфйан»; 36- «Вахши ибн Хаттаб»; 37- «Хаким ибн Хизам»; 38- «Аббад ибн Бишр»; 39 «Зайд ибн Сабит»; 40 -«Рабиа ибн Кааб»; 41- «Абу Аль -Ас ибн Ар-Радиа»; 42- «Асым ибн Сабит»; 43- «Сафийа бинт Абдель Мутал-либ»; 44- «Утба ибн Газван»; 45-«Нуайм ибн Масуд»; 46- «Хаббаб ибн Аль-Аратт», 47- «Ар-Рабиа ибн Зийад Аль-Хариси», 48- «Абдула ибн Сапам», 49-«Сурака ибн Малик»; 50 -«Файруз ад -Дайлами», 51- «Сабит ибн Кайс Аль-Ансари»; 52 - «Асма Бинт Абу Бакр»; 53- «Талха ибн Убайдулла»; 54- «Абу Хурайра ад-Дуаси»; 55- «Салама ибн Кайс аль-Ашджаи», 56- «Муаз ибн Джабал, каждая из которых представляет отдельный рассказ о жизни сподвижников посланника Аллаха, содержания.

Особенность построения данной книги в том, что она изобилует простыми, доходчивыми предложениями, примерами, мистическими сюжетами, сравнениями. Описание жизни главных героев преследует цель показать их только с хорошей стороны, как «принявших лучшую религию... последователей религии Мухаммада» (стр.60), «стремящихся отдать жизнь во имя Аллаха и принять мученическую смерть...» (стр.43).

Главная цель данной книги - «...превозносить борцов за веру, предпочитая их тем, кто сидит сложа руки, чтобы вдохновить мусульман к Джихаду и расшевелить пассивных» (стр. 143-144).

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А,Б, В, Г, а, б, в, г, д. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропоганды превосходства мусульман перед не мусульманами, формирования убежденности у реципиентов в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих исламской вере, с представителями других групп.

9. Разъяснение основ веры. Заметки об истинном вероучении. Автор: Аш-шайх Мухаммад ибн Салах ибн Усаймин. Напечатано и опубликовано Министерством 1423 год Хиджры. -128 стр.

Книга состоит из 10 разделов: 1 - «Исламская религия»; 2 - «Столпы Ислама»; 3 - «Основы Исламского вероучения»; 4 - «Вера в Аллаха Всевышнего»; 5 - «Вера в ангелов»; 6 - «Вера в Писание»; 7 - «Вера в посланников»; 8 - «Вера в судный день»; 9 - «Вера в предопределение»; 10 - «Цели исламского вероучения».

Рассказывает об основах мусульманской веры, единобожии. Построена на убеждении реципиента в том, что «Исламская религия - религия истины и Аллах Всемогущий гарантировал тому, кто должным образом придерживался ислама, победу ислама и возвышение его превыше любой другой религии» (стр.12), «Исламское вероучение и исламской шариат достигли пределов совершенства» (стр.13), «все боги, которым поклоняются, помимо Аллаха, ложные боги.» (стр.39). А также на устрашении читающего - «Могильное наказание уготовано грешни-.м из лицемеров и неверных» (стр.83), «... могильное блаженство... уготовано искренним верующим» (стр.85). В текстах приводятся примеры, сравнения, утве рждения.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А, В, а, б, в, г, д.Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержится превосходство мусульман перед не мусуль манами.

10. «Муххамад да благословит его аллах и приветствует». Изд. дом «Бадр» М.,2000.373 стр.

Книга состоит из 15 частей: предисловия. 1 часть - «Происхождение Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, его детство и его жизнь до начала осуществления им его пророческой миссии» включает 20 разделов; 2 - «Пророчество и призыв» включает 11 разделов; 3 - «Открытое обращение с призывом» включает 3 раздела; 4 - «Различные методы противостояния призывы» включает 27 разделов; 5 - «Год скорби» включает 22 раздела; 6 - «Переселение (Хиджара) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» включает 10 разделов; 7 -«Дела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине» включает 4 раздела; 8 - «Провокации и козни курайшитов» включает 49 разделов; 9 - «Послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, царям и правителям» включает 9 разделов; 10 - «Отношения между мусульманами и прочими племенами после договора в аль-Худайбии» включает 17 разделов; 11 - «Величайшая победа: овладение достопочтенной Меккой» включает 22 раздела; 12 - «Военные походы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за пределы Аравии и делегации племен» включает 28 разделов; 13 - «Прощальное паломничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» включает 11 разделов; 14 - «Внешность и нравственные качества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» включает 3 раздела; 15 -«Стан и тело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» включает 4 раздела.

В данной книги содержится жизнеописание Мухаммада (в исламе считается пророком), его сподвижников, родственников. Рассказывается о становлении и распространении ислама.

Основными психолингвистическими* приемами построения данной книги являются эмоциональная насыщенность, простота изложения, включение в повествование мистических сюжетов, оформленных как истинных, сравнения, оценки и характеристики других народов, наций и вероисповеданий. Основной задачей содержания книги является подчеркивание исключительности ислама, Корана и Мухаммада.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А, В, Г, а, б, г, д, что способствует восприятию подаваемой информации как пропаганде, исключительноси, превосходства Мухаммада, ислама и мусульманства.

11. Ахмад Дидат. Сборник. М., Издат. Дом «Бадр», 2001. -263 стр.

Книга состоит из пяти частей: 1 - «Коран - это чудо из чудес» - включает 6 глав, состоящих: 1 - из 10 разделов; 2 - из 9 разделов; 3 - из 13 разделов; 4 - из Юразделов; 5 - из 5 разделов; 6 -из З разделов. 2 часть - «МУХХАМАД - величайший из всех» включает 3 главы, состоящих: 1 -из 15 разделов; 2 - из 12 разделов; 3 - из 15 разделов. 3 часть - «Христос в Исламе» - включает 8 глав, состоящих: 1 - из 5 разделов; 2 - из 4 разделов; 3 - из 7 разделов; 4 - из 7 разделов; 5 - из 12 разделов; 6 - из 9 разделов; 7 - из 1 раздела; 8 - из 10 разделов. 4 часть - «Мухаммад - естественный преемник Христа» - включает 6 глав, состоящих: 1 - из 11 разделов; 2 - из 13 разделов; 3 - из 18 разделов; 4 - из 19 разделов; 5 - из 11 разделов 6 - из 6 разделов. 5 часть - «Что Библия говорит о Мухаммаде» - состоит из 27 разделов.

В данной книге рассказывается о значении и ценности Корана для любого человека. Приводятся выдержки из Корана и Библии с толкованием некоторых наиболее важных моментов данных писаний. Приводятся сравнения того, как описаны в Коране и Библии отдельные религиозные факты. Рассказывается о роли, месте и значении Иисуса Христа и Мухаммада в Коране, исламе и Библии. Основными психолингвистическими приемами построения данной книги являются сравнения, доказательства, эмоциональная насыщенность. Основной задачей содержания книги является подчеркивание иск лючительности ислама и Корана по сравнению с христианством. Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А, В, в, г. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не мусульманами, формирования убежденности у адресатов в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих исламской вере, с представителями других групп.

12. Великий Аятолла Имам Хомейни. Завещание. - М., Независимый информационный центр «Тавхид». - 101 стр.

Книга включает предисловие и условно делится на две части: 1 часть «Во имя Аллаха

Милостивого, Милосердного» - русский текст завещания, 2 часть - текст завещания на араб­

ском языке.

 

Книга - завещание имама Хомейни, посвященное «некоторым моментам, связанным с сохранение, упрочением и развитием» Ислама и исламского правления на планете. Автор анализирует основные социальные процессы, происходящие в разных государствах с точки зрения распространения ислама. Рассматривая закономерности развития общества, автор всячески подчеркивает роль мусульманской идеологии в развитии гармоничного общества -«Ислам и исламское правление - это божественные явления, следование которым в высшей степени обеспечивает человеку и его потомкам счастье в этом и загробном мире» (стр.12). Выражая свою волю, автор советует, а зачастую и открыто призывает к борьбе за сохранение, развитие мусульманской идеологии - «Поскольку вы являетесь достойными молодыми людьми, я заинтересован в том, чтобы вы посвятили свою молодость делу Бога, ислама и исламской Республике, чтобы заслужить счастье в этом и загробном мирах...чтобы вы ценили больше всего ту милость, которую вы обрели своим джихадом и пролитой кровью своих счастливых сыновей» (стр.20-21), за объединение мусульман всего мира под знаменем ислама, а также к уничтожению врагов мусульманства - «Вы сами должны подняться на борьбу ради этого жизненно важного дела осуществления свободы и независимости. Уважаемые улемы и богословы исламских стран, призывайте правительства к тому, чтобы они положили конец своей зависимости от великих иностранных держав и нашли общий язык со своим народом, и победа будет за вами.» (стр.35).

Основными психолингвистическими приемами построения данной книги являются сравнения, доказательства, эмоциональная насыщенность. Основной задачей содержания книги является подчеркивание исключительности ислама и мусульман по сравнению с другими конфессиями, государственными режимами - «...капиталистический срой на Западе и походит на разбойничьи режимы, которые существуют в США, Англии и других западных стран....Ислам также не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм, выступает против частной собственности, за обобществление.» (стр.50).

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют указанные выше признаки А, В, а, б, в, г. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превоссходства мусульман перед не мусульманами, формирования убежденности у адресатов в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих исламской вере, с представителями других групп.

13. Доктор Абд Аль Азиз Бин Мухаммад. Из изречений пророка. 1998. - 55 стр.

Книга представляет собой брошюру, содержащую некоторые выдержки из Корана с подробными указаниями, где и как следует себя вести в соответствии с изречениями пророка.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге отсутствуют признаки способствующие возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, унижению национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности.

14. Лотфуллин И. М., Ислаев Ф. Г. Джихад татарского народа. - Казань, 1998. - 155

стр.

Книга представляет собой исторический рассказ о некоторых событиях в жизни татарской нации. Состоит из двух частей: 1 часть - «Джихад татарского народа» - включает предисловие, 5 глав и послесловие. 2 часть - «История новокрещенской конторы» включает введение, 6 глав, заключающую главу «Вместо заключения», список литературы. В конце книги - глава, посвященная авторам книги.

Основными психолингвистическими приемами построения данной книги являются сравнения, доказательства, эмоциональная насыщенность, толкование исторических фактов. Основной задачей содержания книги является подчеркивание необоснованности притеснений мусульманства в истории в целом и в России в частности - «... на фоне всей этой безрадостной картины российской действительности судьба татарской нации потрясает своим особым героизмом и мученичеством. Можно и нужно помнить о тех лишениях и бедах, что без числа выпадали на долю многострадального татарского народа, пребывавшего под российским игом.» (стр.11). Повествование отличается характеристиками известных исторических личностей, фактов, православия - «Именно православная инквизиция терзала и уничтожала мусульманские народы...» (стр.45), сравнениями - «Ислам - это религия социальной гармонии и морального совершенства, могла быть добровольно принята лишь тем народом, который обладает для этого необходимым уровнем своей духовной и социальной свободы... Сообщества, пребывающие в варварском, агрессивном, несвободном состоянии, органически не способны принять Ислам в его чистом неискаженном виде... В итоге, Россия до сих пор не просыхает от пьянства, а все сокращающееся население страны, находящееся под пятой своего авторитарного государства, медленно, но верно вымирает от массового алкоголизма и прочих социальных пороков.» (стр.17).

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной книге присутствуют все указанные выше признаки. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не мусульманами, формирования убежденности у адресатов в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих исламской вере, с представителями других групп.

Таким образом, результаты проведенного исследования названных в пп. 1-14 книг позволяют заключить: содержание книг «За добро-добро, а за зло-зло»; « Основы исламского вероучения» Гакыйда;»; «Единобожие путь от мрака к свету»; «книга Единобожия»; «Что нужно знать о единобожии» 3 шт.; «Картинки из жизни сподвижников аллаха»; «Разъяснение основ веры» автор Аш-шайх Мухаммад ибн Салахибн Усаймин; «Муххамад да благословит его аллах и приветствует»; «сборник Ахамад Дидат»; Великий Аятолла Имам Хомейни «Завещание»; «Джихад татарского народа» - направленно на возбуждение национальной, расовой, ре-лигиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

Содержание книг «Заблуждения ваххабистов»; «программа по изучению Хаддистов»; «Из изречений пророка» Доктора Абд Аль -Азиза Бин Муххамада, не направлено на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, про-паганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

1.2. Исследование представленных аудиокассет.

1. Аудиокассета «Исламская идеология».

Данная аудиокассета содержит запись лекции, рассказывающей об исламской идеологии. Повествование сводится к расшифровке основных принципов ислама, Корана и исламского воспитания - «Единственным источником всех норм и законов, принятия всего является Аллах.», «...конституция для нас - это откровения, ниспосланные пророку Аллахом», «и так, кто довольствуется другими законами, кроме законов шариата, является язычником». Основной прием построения текста - антитеза (противопоставление), позволяющая автору подчеркнуть позитивные стороны, связанные с исламской идеологией, и негативные стороны, связанные с немусульманским миром. В повествование включены сравнения, примеры, языковые эмоционально-выразительные средства (эпитеты, эмоциональные сравнения, антитеза) - «Че м отличается исламская программа: цель исламского воспитания - воспитание хорошего человека, а других не исламских программ - хорошего гражданина... советский солдат, который зверски убивал исламских женщин и детей - хороший гражданин... его страна воспитала таким зверем», «также перед нами яркий образ яркой нравственной возвышенности, продемонстрированный исламскими воинами в начале возникновения ислама», «...хороший человек поклоняется одному Аллаху», «..европейский человек...поклоняется божеству... идолу - это его нация. Но также интересы этого идола требуют, чтобы он стал лжецом, убийцей.» «Таких идолов много в современном обществе: мода, общественное мнение, общие интересы, производство, на-ция, Родина... они являются идолами, им поклоняются наравне с Аллахом. И эти оба вида Аллах не принимает».

 

 

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что на данной аудиокассете присутствуют указанные выше признаки А, В, в, г. Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не мусульманами, формирования убежденности у адресатов в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих исламской вере, с представителями других групп.

2. Аудиокассета «Нравы праведных предшественников».

Данная аудиокассета содержит запись лекции, рассказывающую об исламской идеологии, нравах и принципах сподвижников Мухаммада и приверженцах ислама. В повествование включены подробные объяснения и толкования некоторых выдержек из Корана.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что на данной аудиокассете не выявлено признаков, способствующих возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, унижению национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности.

3. Аудиокассета «Все мы ошибаемся».

Данная аудиокассета содержит запись лекции, рассказывающую об исламской идеологии, нравах и принципах ислама. Повествование построено на примерах, на подробных объяснениях и толкованиях некоторых выдержек из Корана. Для достижения главной цели - «все в руках Аллаха... бойся Аллаха или они накажет тебя...наказание будет мучительное» в качестве примеров используются образы простых людей, преимущественно детей, больных, «заблудших», людей ведущих аморальный образ жизни, истории, финалом которых является «осознание истины» и «возвращение на путь Аллаха».

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что на данной аудиокассете не выявлены признаки, способствующие возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, унижению национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности

Таким образом, результаты проведенного исследования названных в пп. 1-3 аудиозаписи на кассетах книг позволяют заключить: содержание аудиозаписи на кассете по названием «Ис-ламская идеология» направлено на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

Содержание аудиозаписей под названиями «Нравы праведных предшественников», «Все мы ошибаемся» не направлено на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

1.3. Исследование листка с записями под названием «Спасенная группа».

Листок с записями под названием «Спасенная группа» представляет двусторонний лист формата А4, содержащий текст на русском и арабском языках.

В тексте дается толкование отдельных положений из Корана в применении к идеологии «Спасенной группы» - группы «джамаат», это люди, которые придерживаются того, чего, придерживался автор и его сподвижники. Также программа и путь «Спасенной группы» - «Спа­сенн ая группа всегда во всех спорных вопросах возвращается к Корану и сунне действуя согласно слову Аллагьа», «...считает единобожие то есть посвящение всех видов поклонения Ал-лагьу в том числе прибегание о помощи, упование, жертвоприношение, обет, правление тем, что ниспослал Аллагь мольба и зов в трудности и легкости», «...оживляет сунну пророка в своих религиозных обрядах, в поведении, а так же во всех своих жизненных вопросах, поэтому они стали чужими среди своего народа», «Спасенная группа призывает всех мусульман, что бы они были из числа тех, которые придерживаются пути Посланника и пути его сподвижников для того, чтобы они одержали верх над врагами в этом мире и для того, чтобы они вошли в рай по милости Аллагьа и по заступничеству Его Посланника...», «спасенная группа не признает придуманных людьми законов...она призывает к правлению по Книге Алагьа...», «Спасенная группа призывает всех мусульман а джихаду на пути Аллагьа... - джихад языком и пером,... имуществом,...,путем непосредственного участия в военных действиях жертвуя своей жизнью...»,. Каждый пункт названной программы подтверждается выдержками из Корана на арабском языке. Основная задача листка - привлечь в ряды «Спасенной группы» как можно больше сторонников.

Анализируя результаты исследования текста, можно заключить, что в данной листке присутствуют указанные выше признаки А, В, Г, «а», «б», «в», «г»,«д». Их совокупность позволяет сделать вывод, что в книге содержатся элементы пропаганды превосходства мусульман перед не мусульманами, формирования убежденности у адресатов в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих исламской вере, с представителями других групп.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что содержание листка с записями под названием «Спасенная группа» направленно на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ

(Эксперты Геранина И. Н., Логинова Е. И.)

До исследования экспертами рассмотрено смысловое содержание понятий «призыв», «призывать», «насилие», «расправа».

ПРИЗЫВ - 1. см. призвать. 2. Политический лозунг, обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую политическую идею, требование. 3. Просьба, мольба.

ПРИЗВАТЬ - 1. Позвать, пригласить, потребовать явиться или делать что-нибудь. 2. Предложить вести себя так или иначе.

НАСИЛИЕ - 1. Применение физической силы к кому-нибудь. 2. Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности. 3. Притеснение, беззаконие (книжн.)

РАСПРАВА - Насилие над кем-нибудь с целью отомстить; жестокое наказание.

Таким образом, призыв может быть выражен в форме лозунга или как предложение с глаголом в форме повелительного наклонения, а также со сказуемым, выраженным сочетанием «должен» («нужно») с глаголом.

В отдельных случаях призыв может быть выражен косвенно - путем сравнений, метафор, аллегорий, подтекста.

1. Идрис Галяутдин. За добро - добро, а за зло - зло. Набережные Челны. Мечеть

«Тауба», 1425/2004.

Отрывки «Поистине те, которые стали неверными и умерли будучи неверными, - не будет принято от них ни от кого из них даже, с размером в землю, золото, даже если бы он захотел выкупить себя этим. Для них - мучительное наказание, и нет им помощников!», «А для неверных ничего кроме наказания не будет» (стр. 7) содержат косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей вероисповеданий, рас.

2. Основы исламского вероучения. ГАКЫЙДА. - М., 1998.

В книге не содержится прямых призывов к насилию и расправе с лицами других вероисповеданий, национальностей, рас.

Отрывки «Проклятие Аллаха лежит на иудеях и христианах, которые избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв.» (стр. 66), «И нет среди вас такого, кто не войдет в ад, и Господом твоим это решено окончательно. Потом Мы спасем богобоязненных, а нечестивцев оставим стоять на коленях.» (стр. 118) содержат косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

 

 

3. Муфтий города Мекка Ас-Сайид Ахмад ибн Зейний Дахлян. Заблуждение ваххабистов. - Киев: Отдел Исследований и переводов Исламского Университета при Духовном управлении мусульман Украины, 1998.

Книга не содержит призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

4. Единобожие. Путь от мрака к свету. - Саратов: Духовное управление мусульман Поволжья.

Книга не содержит призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

5. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. -Баку, 1997.

Отрывки «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!» (стр. 107), «Он говорил ему: «Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха.» (стр. 228), «Слова пророка : «Выступайте в поход с именем Аллаха и во имя Аллаха...» Слова пророка: « .. .сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха.» Слова пророка: «... сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха» (стр. 229) содержат прямой призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас, выраженный следующими лексическими средствами: «Да падет проклятие», «выступайте в поход», «сражайтесь».

6. Программа по изучению Хадисов. - Санкт-Петербург, 1997.

Книга не содержит призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

7. Доктор Абд АльАзиз Бин Мухаммад. Что нужно знать о единобожии. - Санкт-Петербург, 1997.

Отрывки «Вероучение ислама, понимаемое как совокупность определенных воззрений, является одной из величайших обязанностей, и поэтому оно является одной из величайших обязанностей, и поэтому оно является первым из предъявляемых к людям требований, как сказал об этом посланник Аллаха,...: «Мне было повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха» (стр. 31), «Аллах Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Почему, когда говорят вам: «Выступайте на бой на пути Аллаха!» - вы припадаете к земле? Неужели желаете вы жизни этой больше, чем жизни вечной? Ведь достояние жизни этой перед жизнью вечной ничтожно!» (стр. 84) содержат косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

8. Абдурахман Раафат аль-Баша. Картинки из жизни сподвижников посланника Аллаха. - М.: Издательский дом «Бадр», 2001.

Отрывок «Неси же имя Аллаха и сражайся во имя Аллаха с тем, кто не уверовал в Аллаха... Если же они откажутся выплачивать джизью, то сражайтесь с ними, и Аллах будет помогать в вашей войне с ними.» (стр. 443) содержит прямой призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

9. Разъяснение основ веры. Заметки об истинном вероучении. Автор: Аш-шайх Мухаммад ибн Салах ибн Усаймин. Напечатано и опубликовано Министерством 1423 год Хиджры.

Книга не содержит призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

10. Мухаммад да благословит его аллах и приветствует

Отрывки «... но с теми, кто встанет у нас на пути, мы должны сражаться!» (стр. 230), «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха...» (стр. 273) содержат прямой призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас, выраженный глаголами в повелительном наклонении «выступайте» и «сражайтесь», а также сочетание слова «должны» с глаголом.

Отрывок «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, ли бо пасть за эту религию!» (стр. 274) содержит косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

11. Ахмад Дидат. Сборник. - М., Изд. Дом «Бадр», 2001.

В книге не встречаются прямые призывы к насильственным действиям и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

Однако исходя из общего содержания данной книги, можно говорить о том, что отрывки «... но мы ведем речь о самом зарождений Ислама, о том, каким образом Пророк обратил язычников в свою веру! Разве не мечом он смог осуществить это?.. Некогда оно уже применило: обращение саксов в христианство Шарлеманом не было путем проповедей», (стр. 102), «Судьба Ислама предопределена ясно и четко. Исламу суждено одолеть, побороть и вытеснить любую иную веру.» (стр. 104), «Таким образом, предназначение мусульманина - отвергнуть христианское богохульство.» (стр. 154), «Подчинить себе, вытеснить и разнести любое иное учение - это предписанная нам судьба, и неважно, какое отвращение питают неверные к посланию Ислама» (стр. 222) косвенно призывают к насильственным действиям и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

12. Великий Аятолла Имам Хомейни. Завещание. - М., Независимый информационный центр «Тавхид».

Отрывки «Решительно, и всей своей деятельностью и трудом выступайте за устранение всех форм зависимости и знайте, что арийцы и арабы ни в чем не уступают ни европейцам, ни американцам, ни русским.» (стр. 25), «Вы сами должны подняться на борьбу ради этого жизненно важного дела осуществления свободы и независимости.» (стр. 35), «... вы сами должны смело выступать против отступлений Ислама, чтобы сохранить свою свободу и независимость и свободу и независимость вашей страны и вашего народа.» (стр. 38), «И поэтому мой братский наказ, который я даю вооруженным силам в последние дни своей жизни, заключается в том, чтобы вы любили Ислам и с любовью к Богу и с надеждой на свидание с Ним, не щадя себя, продолжили свое важное дело на фронтах и в тылу.» (стр. 39), «Нет, нужно много усилий и жертв. Нужно подавить угнетателей и изолировать их...Восстаньте народы мусульманских стран, угнетенные и мусульмане всего мира! Боритесь за свои права! Изгоните из своих стран преступных правителей, которые отдают плоды вашего труда вашим врагам и врагам Ислама. Правоверные, преданные классы, вы сами берите власть в свои руки и объединяйтесь под славным знаменем Ислама. Защищайтесь от врагов Ислама и врагов обездоленных всего мира. Ид1 , те к исламскому государству, организуя свободные и независимые республики, ибо с их установлением вы поставите на место всех угнетателей мира, а всех обездоленных приведете к исламскому правлению и наследованию земли. Да наступит день, обещанный Всевышним Господом...» (стр. 53) содержат призыв к насилию и расправе. Он выражен формами глагола в повелительном наклонении и сочетаниями слова «должны» с глаголом или слова «нужно» с глаголом.

Отрывок «Я советую всем мусульманам и, в частности, иранскому народу, чтобы они, особенно в наше время, противодействовали этим заговорам и всеми возможными путями крепили свое единство и сплоченность, что укоротит пыл неверных и лицемеров» (стр. 14) содержит косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас, выраженный в форме совета.

13.Доктор Абд Аль Азиз Бин Мухаммад. Из изречений пророка. 1998.

 

Книга не содержит призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

14. Лотфуллин И. М., Ислаев Ф. Г. Джихад татарского народа. - Казань, 1998.

Отрывок «Малый джихад - это война за сохранение чистоты Ислама с неверными и притеснителями мусульман, в том числе - и с применением силы.» ('стр. 6) содержит объяснение того, что такое «малый джихад»: употребление слов «война», «применение силы» предполагает насилие и расправу с «неверными». Таким образом, в данном отрывке содержится косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

Таким образом, результаты проведенного исследования названных в пп. 1-14 книг позволяют заключит: в книгах «За добро - добро, а за зло - зло», «Основы исламского вероучения. Гаыйда», «сборник Ахмад Дидат», «Что нужно знать о единобожии», «Джихад татарского народа» содержат косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповедании, рас.

В книгах «книга Единобожия», Картинки из жизни сподвижников аллаха», «Мухаммад: да благословит его аллах и приветствует» «Великий Аятолла Имам Хомейни Завещание» имелся прямой призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

В книгах «Заблуждение ваххабистов» «Единобожие путь от мрака к свету», «программа по изучению Хаддистов», «Разъяснение основ веры» автор Аш-шайх Мухаммад ибн Салахибн Усаймин, «Из изречений пророка Доктора абд-Аль-Азиза Бин Мухаммада» не имеется призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

2.2. Исследование представленных аудиокассет.

В содержании аудиозаписей кассет «Исламская идеология», «Нравы праведных предшественников», «Все мы ошибаемся» не имеется призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

2.3. Исследование листка с записями под названием «Спасенная группа».

Отрывок «Джихад является обязанностью каждого мусульманина по мере его сил и возможностей. Джихад делится на несколько категорий:... 3. Джихад путем непосредственного участия в военных действиях жертвуя своей жизнью ради возвышения слова великого Аллагья над всеми другими словами» содержит косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

Отрывок «Ведите Джихад против язычников вашим имуществом, вашими жизнями и вашими языками» содержит прямой призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас, выраженный глаголом в повелительном наклонении.

Таким образом, в содержании листка с записями под названием «Спасенная группа» имеется призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ

(Эксперты Логинова Е.И.Геранина И.Н.)

Любые источники информации - визуальные, аудиальные, кинестетические обладают способностью оказывать психологическое воздействие на человека, различное по силе и направленности. Активное воздействие характеризуется непроизвольностью, динамичностью преобразований в психической деятельности человека, направленно на мгновенное, однозначное реагирование. Может провоцировать неосознаваемые действия, поступки, менять мотива-ционно-смысловую сферу.

Психологический анализ воздействия книг представлен в приложении 1 (таблица 1). Психологический анализ воздействия аудиозаписей и листка с надписью «Спасенная группа» представлен в приложении 2 (таблица 2). Для удобства исследования названия книг и аудиозаписей заменены цифровыми обозначениями, соответствующими порядковому номеру их перечисления, указанному выше.

Все представленные книги, за исключением книг «Из изречений пророка» Доктора Абд Аль -Азиза Бин Муххамада и «Заблуждения ваххабистов», аудиозаписи 1,2 и листок с записями построены по одному принципу, имеют сходное психолингивистическое построение, одинаковые приемы воздействия на реципиента.

Прежде всего необходимо отметить, что представленная литература в большинстве сочетает элементы научности (часть книг представлена в форме лекций или программ для обучения), художественности (в книгах присутствуют мистические сюжеты, рассказы о событиях, не являющихся научными фактами, используются метафоры, эпитеты, антитеза), а также элементы публицистичности (выражается четкая позиция автора, воздействие осуществляется с опорой на общественные события и реальные факты из жизни авторов книг). Сочетание элементов научного (анализируются исторические факты) и публицистического стиля а книге «Джихад татарского народа», основная цель которой - показать необоснованность притесн ения мусульманства с опорой на исторические данные, позволяет авторам выразить свои взгляды на известные события, тем самым воздействуя на читателя и вызывая у него сочувствие к несправедливости в отношении мусульман. Форма подачи материала в книгах носит упрощенный характер, что выражается в простых синтаксических конструкциях, а также в постоянных повторах отдельных слов, словосочетаний и целых фраз.

Тексты на аудиокассетах сочетают черты публицистического и художественного стиля (каждое положение подтверждается либо достоверным фактом или мнением о нем, либо выдержкой из Корана). Звуковое изложение материала позволяет воздействовать на слушателя с помощью интонации, а также выделения голосом слов и фраз, имеющих, с точки зрения выступающего, наиболее важное значение.

Листок «Спасенная группа» выполнен в форме небольшого буклета, что позволяет особым образом расположить материал. Текст носит констатирующий и пропагандисткий характер, что позволяет воспринимать каждое положение как непреложную истину.

Все это подразумевает потенциальное психологическое воздействие.

При этом, в выше указанных книгах, аудиозаписях и листке с записями присутствуют элементы манипулятивного воздействия, присутствие которых позволяет причислять информ цию содержащуюся на данных носителях к активно воздействующей. Это - 1) стратегии НЛП: обобщения, приведение примеров, поправка, усиление, уступки, повтор, контраст, смягчение и их сочетания; 2) методы сенсорной перегрузки3- разнородность шрифта»; множественные сноски, ссылки; многократное употребление слова «Аллах», словосочетания «да благословит его Аллах и приветствует»; изобразительного элемента в виде полукруглого элемента, состоящего из букв (в книгах «Единобожие путь от мрака к свету», «Основы исламского вероучения»), включение в русскоязычный текст текста на арабском языке. 3) манипулирование мотивами и потребностями реципиента - этот признак является основополагающим (идейным), заключается во внушении постоянного контроля за человеком, его поступками и грядущим наказанием, эксплуатируется тема успешности, счастливой жизни после смерти, ее достижения если выполняется главное условие - вера в Аллаха, его последователя Мухаммада, следование его законам и предписаниям.

Помимо признаков манипулятивного воздействия в представленных книгах выявлены другие признаки, в совокупности констатирующие наличие в содержании ряда представленных книг активно воздействующего фактора, выражающегося во внушении главной идеи представленных материалов - веры и страха перед Аллахом.

Сила и устойчивость данного воздействия может варьироваться у различных людей, в зависимости от уровня образования, интеллектуальных возможностей, возраста, средовых условий, а также от условий восприятия, частоты и количества трансляций содержания данных книг, аудиокассет и листка с надписми. Необходимо отметить, что малолетний и подростковый

НЛП- неиро-лингвистическое программирование. Современное направление в психологии, основанное на воздействии на человека с помощью слова, физиологии, манипуляций, с целью создания поведенческих реакций или мозговых паттернов и программ, дающих конкретные результаты.

3 сенсорная перегрузка3- привлечение нескольких разноплановых элементов или множество однородных, вызывающих притупление критичного восприятия и чувство утомления, усталости.

возраст наиболее восприимчив и внушаем ко всякого рода явлениям (божественное проявления, необъяснимые явления, чудеса, заветы авторитетных лиц и др.). Лица, находящиеся в социальной изоляции (например, среди сильно верующих людей), лица, с низким уровнем образования также являются наиболее внушаемой категорией.

Оценивая сказанное в совокупности, можно сделать следующие выводы:

Книги: «За добро-добро, а за зло-зло»; «Основы исламского вероучения» Гаыйда; «Единобожие путь от мрака к свету»; «книга Единобожия»; «программа по изучению Хаддистов»; «Что нужно знать о единобожии» 3 шт.; «Картинки из жизни сподвижников Аллаха»; «Разъяснение основ веры» автор Аш-шайх Мухаммад ибн Салахибн Усаймин; «Муххамад да благословит его аллах и приветствует»; «Сборник Ахамад Дидат»; Великий Аятолла Имам Хо-мейни «Завещание»; «Джихад татарского народа» - имеют определенное психолингвистическое построение и направленность (см. п. 1.1. данного заключения), включают множество признаков, в том числе основные признаки манипулятивного воздействия, которые свидетельствуют о том, что содержание данных книг может оказывать активное психологическое воздействие на человека.

Книги : «Заблуждения ваххабистов»; «Из изречений пророка» Доктора Абд Аль -Азиза Бин Муххамада не имеет достаточного количества признаков, свидетельствующих о том, что их содержание может оказывать активное психологическое воздействие на человека.

Аудиокассеты под названиями:

«Исламская идеология», «Все мы ошибаемся» - имеют определенное психолингвистическое построение и направленность (см. п. 1.2. данного заключения), включают множество признаков, в т. ч. основные признаки манипулятивного воздействия, которые свидетельствуют о том, что содержание данных аудиокассет может оказывать активное психологическое воздействие на человека.

«Нравы праведных предшественников» - не имеет достаточного количества признаков, свидетельствующих о том, что ее содержание может оказывать активное психологическое воздействие на человека.

Листок с записями под названием «Спасенная группа» имеет определенное психолингвистическое построение и направленность (см. п. 1.3. данного заключения), включают множество признаков, в т. ч. основные признаки манипулятивного воздействия, которые свидетельствуют о том, что его содержание может оказывать активное психологическое воздействие на человека.

ВЫВОДЫ

1. Содержание книг: «За добро-добро, а за зло-зло»; « Основы исламского вероучения» Гайда;»; «Единобожие путь от мрака к свету»; «книга Единобожия»; «Что нужно знать о единобожии» 3 шт.; «Картинки из жизни сподвижников аллаха»; «Разъяснение основ веры» автор Аш-шайх Мухаммад ибн Салахибн Усаймин; «Муххамад да боглословит его аллах и приветствует»; «сборник Ахамад Дидат»: Великий Аятолла Имам Хомейни «Завещание»; «Джихад .. гарского народа»- направленно на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

Содержание книг: «Заблуждения ваххабистов»; «программа по изучению Хаддистов»; «Из изречений пророка» Доктора Абд Аль -Азиза Бин Муххамада, не направленно на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

Содержание аудиозаписи кассеты по названием «Исламская идеология» направленно на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоин-ства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

Содержание аудиозаписей кассет под названиями «Нравы праведных предшественников», «Все мы ошибаемся» »не направленно на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

Содержание листка с записями под названием «Спасенная группа» направленно на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности.

2. В книгах: «За добро - добро, а за зло - зло», «Основы исламского вероучения. Гаый-да», «сборник Ахмад Дидат», «Что нужно знать о единобожии», «Джихад татарского народа» содержится косвенный призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, веро-

В книгах: «книга Единобожия», Картинки из жизни сподвижников аллаха», «Мухаммад: да благословит его аллах и приветствует» «Великий Аятолла Имам Хомейни Завещание» имеется прямой призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий рас.

В книгах: «Заблуждение ваххабистов» «Единобожие путь от мрака к свету», «программа по изучению Хаддистов», «Разъяснение основ веры» автор Аш-шайх Мухаммад ибн Салахибн Усаймин, «Из изречений пророка Доктора абд-Аль-Азиза Бин Мухаммада» не имеется призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

В содержании аудиозаписей кассет: «Исламская идеология», «Нравы праведных предшественников», «Все мы ошибаемся» не имеется призыва к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

В содержании листка с записями под названием «Спасенная группа» имеется призыв к насилию и расправе с лицами других национальностей, вероисповеданий, рас.

3. Книги : «За добро-добро, а за зло-зло»; «Основы исламского вероучения» Гаыйда «Единобожие путь от мрака к свету»; «книга Единобожия»; «программа по изучению Хаддистов»; . «Что нужно знать о единобожии» 3 шт.; . «Картинки из жизни сподвижников Аллаха»; «Разъяснение основ веры» автор Аш-шайх Мухаммад ибн Салахибн Усаймин; «Муххамад да благословит его аллах и приветствует»; «Сборник Ахамад Дидат»; Великий Аятолла Имам Хомейни «Завещание»; «Джихад татарского народа» - могут оказывать активное психологическое воздействие на человека.

- Книги: «Заблуждения ваххабистов»; «Из изречений пророка» Доктора Абд Аль -Азиза Бин Муххамада не могут оказывать активное психологическое воздействие на человека.

- Аудиозаписи на кассетах: . «Исламская идеология», «Все мы ошибаемся» - могут ока зывать активное психологическое воздействие на человека.

- Аудиозаписи на кассетах: «Нравы праведных предшественников» - не может оказывать активное психологическое воздействие на человека.

- Листок с записями под названием «Спасенная группа» может оказывать активное пси хологическое воздействие

Геранина И.Н.

Логинова Е.И.

 

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.